Аренда торгового помещения как и любого другого нежилого - дело энергозатратное. И с ростом коммерческой деятельности и увеличением числа торговых точек Новосибирск становится все более и более привередливым городом в отношении торговых точек. Арендатор всегда стремится найти самое лучшее за наименьшие деньги, арендодатель пытается сдать все, что есть за максимальную цену. В этом смысле аренда торгового помещения похожа на перетягивание каната, кто сильнее. Сильнее всего часто оказываются непредвиденные обстоятельства.
Чтобы аренда нежилого помещения "удалась" во всех смыслах нужно учесть советы специалистов. При торговле товарами повседневного спроса работает простое правило: чем меньше магазинов аналогичного профиля в округе, тем более выгодно создавать торговую точку. В то же время расположение на небольшой площадке нескольких магазинов, продающих дорогой товар, только привлекает к ним дополнительных покупателей. Другими словами, в Новосибирске есть Красный проспект, но там не стоит устраивать точку продажи китайских носков, стоимость помещения явно превысит прибыль и рядом с дорогим бутиком "бюджетный" магазин проиграет во всех отношениях.
Аренда нежилых помещений включает в себя ряд обязательных правил и некоторые отличительные особенности эти правила действуют на уровне Новосибирска ровно так же как и в любом другом городе России и обходить их настоятельно не рекомендуется.
Остановимся на этом чуть подробнее, так как аренда нежилых помещений может стать камнем преткновения, о который бизнесмен споткнется в самом начале делового пути.
Прежде всего, при аренде нежилых помещений от собственника необходимо попросить подлинники документов направо распоряжения объектом переговоров. Если подлинники на руках собственника, значит, помещение не заложено и не под арестом (в этих случаях подлинники забирает либо суд, либо банк).
Уточнить форму юридического лица, являющегося Арендодателем. Попросить свидетельство о регистрации фирмы + выписку из протокола о назначении Генерального директора (чтобы точно знать, что подписывает именно тот, кто имеет на это право. При необходимости или в сомнительной ситуации попросить предоставить должностные инструкции на лицо, подписывающее документ, или выписку из собрания учредителей ( в ОАО - акционеров) о правах Генерального директора, за подлинными подписями членов-учредителей или председателя и секретаря собрания акционеров.
Если все прописано в Уставе - копию Устава (нотариально заверенную). Совсем не обязательно эти документы забирать у собственника помещения ( даже если попытаетесь - хоть вы, хоть клиент- все равно их вам никто не даст), но предъявить подлинники и подтвердить свое право собственности на офисное помещение и ведение переговоров с правом принятия решений и подписью на документах должны.
Попросить предоставить БТИ и экспликацию (планировку) на помещение. Если не совпадает с фактической конфигурацией нежилого помещения - оформить , что на момент подписания договора аренды офисного помещения конфигурация уже не соответствовала плану БТИ - проверяющей комиссии платить будет хозяин, а не клиент.
Итак, при заключении договора аренды нежилого помещения чрезвычайно важно уточнить у хозяина офисного помещения, что он подразумевает под понятием "арендная ставка", что входит или оплачивается отдельно.
Необходимый перечень документов для государственной регистрации договоров аренды (субаренды) нежилого помещения (здания, сооружения), находящегося в собственности арендодателя:
- Заявление на регистрацию прав (на стандартном бланке).
- Доверенность.
- Оригинал(ы) договора. (Проведенная государственная регистрация удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на договоре).
- Документ об оплате регистрации.
- Копия Свидетельства о государственной регистрации права на арендуемый объект недвижимого имущества (регистрация договора аренды возможна только при наличии государственной регистрации права собственности на данный объект в Едином государственном реестре прав, договора субаренды - и при наличии регистрации договора аренды; в случае, когда у собственника произошли изменения, к которым, в частности, относятся перемена ФИО, места жительства физического лица, наименования юридического лица или его юридического адреса, уточнение площади объекта, изменения при незначительной реконструкции объекта и т.п., собственник должен зарегистрировать эти изменения в ЕГРП до подачи заявления на регистрацию договора аренды (субаренды).
Документы арендатора:
- Копия Свидетельства или другого документа о государственной регистрации юридического лица с оборотом, заверенная нотариально или органом государственной регистрации, выдавшим оригинал. Физическое лицо предоставляет копию паспорта. Физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, представляет копию документа о его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, заверенного нотариально или органом государственной регистрации, выдавшим оригинал.
- Копии учредительных документов (с изменениями и дополнениями), заверенные нотариально или органом государственной регистрации юридического лица.
- Копия информационного письма органов статистики.
- Выписка из паспорта БТИ (форма 1а), поэтажный план и экспликация (со сроком давности не более одного года), оригинал БТИ.
- Копия решения общего собрания акционеров, участников о выборе директора (генерального директора) организации, заверенная печатью организации; от всех сторон договора.
- Копия зарегистрированного договора аренды, заверенная нотариально, при регистрации договора субаренды.
- Выписка из ЕГРЮЛ.
Такие договоры всегда заключаются при участии специалиста, чтобы в дальнейшем избежать неожиданных затруднений.
Новый торговый комплекс "Гранит" в Новосибирске предлагает в аренду различные торговые и офисные помещения.